Возродить знаменитые «Русские сезоны», но не в Париже, а в Дортмунде, со столь амбициозным проектом выступил менеджер симфонического оркестра «Internationale Symphoniker Deutschland» Максим Берин. И хотя речь идет не о балете, но непосредственное общение с выдающимися представителями русской культуры, кумирами многих поколений, наверняка вызовет интерес публики. В казино Dortmund-Hohensyburg (директор господин Шульц), под патронатом Советника Посольства РФ в Германии Георгия Геродеса состоялась творческая встреча замечательного актера тетра и кино Валентина Гафта. Валентин Иосифович известен не только своими многочисленными ролями, но и остроумными, полными юмора, а порой и сарказма эпиграммами, мудрыми и ироничными стихами. «Белая береза, обними меня! Без тебя нет ночи, без тебя нет дня. Без тебя нет утра. Нет и вечеров. Ну зачем мне этот кубометр дров?».
Конечно, можно бесконечно ностальгировать по так милой нашему сердцу березе, но Гафт предпочитает жить по-другому. Уже многие годы выходит он на подмостки сцены, заставляя зрителей радоваться и грустить, улыбаться, печалиться и учащенно биться сердца поклонников его неувядающего таланта. Успех выступления актера в полной мере разделили музыканты трио «Московский джаз-банд», чье виртуозное исполнение популярных мелодий сделало этот вечер незабываемым. Несмотря на усталость Валентин Гафт любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
- Валентин Иосифович, в детстве вы очень любили театр оперетты. Этот жанр вас по-прежнему привлекает?
- Мой интерес к легкому жанру во многом был связан с любовью… к мороженному, которое в буфете театра оперетты продавала подруга моей тети. Поглощать это чудо в вафельном стаканчике под музыку Дунаевского или Штрауса было необыкновенным наслаждением. Со временем я выучил не только весь репертуар, но хорошо знал и состав труппы. Любовь к оперетте сохранилась, но к той, которая была раньше. Как говорил мне когда-то знаменитый клоун Михаил Румянцев, более известный широкой публике как Карандаш, в оперетте простолюдинов должны играть аристократы, пусть не по происхождению, но по духу, вот тогда это действительно смешно и незабываемо.
- К поступлению в школу-студию МХАТ вас готовил знаменитый артист Сергей Столяров. А как вы отреагировали бы на такую просьбу неизвестного абитуриента?
- В начале пятидесятых годов Сергей Дмитриевич был уже звездой советского кино. А фильм «Цирк», в котором он снялся в главной роли, принес актеру огромную популярность. Столяров был великолепно сложенным красавцем-мужчиной с яркой, запоминающейся внешностью. Мы встретились случайно, гуляя в Сокольниках. Не знаю уж, как отважился подойти к нему, но поборов смущение пролепетал, что прошу его послушать басню, которую подготовил для сдачи экзамена в школу-студию МХАТ. К моему удивлению он согласился, и пригласил меня совершенно незнакомого мальчишку к себе домой. Он преподал мне блестящий урок режиссерского и актерского мастерства, который я помню до сих пор. Ну, а я подготовил двух человек в театральные институты. Юноша потом снимался у Шукшина, но карьера его не сложилась, и вскоре он спился. Следы девушки затерялись, ее дальнейшая судьба мне не известна. Скажу вам честно, я не уверен, чтобы мог поступить так, как Столяров.
- Вы помните свой первый фильм?
- Конечно, - «Убийство на улице Данте», о котором у меня остались самые ужасные воспоминания. Я так волновался, что не мог произнести ни слова.
- В этом фильме, если не ошибаюсь, дебютировал и Михаил Козаков?
- Да, он играл одну из главных ролей, и в отличии от меня чувствовал себя вполне уверенно. И даже нахально. В этом фильме снимался Иннокентий Смоктуновский, у которого долгое время ничего не получалось с ролью. Тогда Миша посоветовал режиссеру заменить его на более талантливого актера. Это Смоктуновского! (Улыбается.)
- В молодости вы меняли театры как перчатки, а в «Современнике» уже 40 лет. Вы нашли свой театр?
- Сложный вопрос. Театр не может существовать так долго, его нормальная жизнь 7-8 лет. А затем происходит застой, появляются штампы, и его развитие замедляется. К счастью, художественный руководитель театра Галина Волчек – человек творческий, и делает все возможное, чтобы такое не произошло. В труппе наряду с такими известными именами как Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Игорь Кваша, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко появляется молодые способные артисты. Галина Борисовна не только сама ставит спектакли, но и приглашает таких разных режиссеров как Кирилл Серебренников, Римас Туминас, Нина Чусова. Из премьер могу отметить такие спектакли как «Горе от ума», «Три сестры», «Шарманка»…
- Вы забыли сказать еще об одном спектакле - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», поставленным по вашей пьесе. Он получил неоднозначные оценки критиков. Что вы можете ответить им?
- Спектакль еще сырой, его премьера прошла в этом году. Играем мы там с Александром Филиппенко практически вдвоем. Я – Сталина, он несколько ролей: Эдварда Радзинского, Георгия Жукова, Михаила Жванецкого. Раз от раза спектакль становится совершеннее, где-то острее, где-то мягче. Я сам стал лучше разбираться в том, что написал. Мне очень помогает Филиппенко, причем не только как актер, но и как режиссер, я рад за него.
- Графа Альмавиву из «Женитьбы Фигаро» считают одной из лучших ваших ролей. Чем запомнилась она вам?
- В Театр Сатиры я пришел уже поработав некоторое время с Анатолием Эфросом, и тот опыт, который я приобрел у этого замечательного режиссера был неоценим. С Андреем Мироновым мы приходили задолго до начала репетиций, сами придумывали разные варианты ролей, экспериментировали. Граф Альмавива – образ трагикомический, противоречивый. Когда отправляясь на свидание, он попадает в расставленную ловушку, принимая свою жену за Сюзанну, оказывается, что любит он все-таки свою супругу. Вот только доказать это уже не возможно.
- В фильме о «Бедном гусаре замолвите слово…» ваш герой - отважный полковник. Оказывают ли на вас влияние сыгранные роли?
- Нет, сыгранные роли на меня не влияют, кино и жизнь – вещи разные. Но в глубине души было что-то роднившее меня с этим образом. Возможно, пример отца, который прошел почти всю войну, был ранен и закончил ее майором.
- Еще одного полковника, но уже Советской Армии вы играете в картине «Анкор, еще анкор!». Что общее между ними?
- Они настоящее мужики, у которых есть принципы, благородство, совесть и честь.
- С вашей будущей женой актрисой Ольгой Остроумовой вы познакомились на съемках фильма «Гараж», а следующий раз встретились только через 20 лет. Почему так поздно?
- Хотя мы играли в одной картине, но практически не общались. Я тогда был женат, Оля – замужем. Судьба разлучила нас, потом случайно встретились, и вот уже 17 лет мы вместе.
- В антрепризе «Муж, жена и любовник» вы играете вместе с супругой, а почему в кино никогда не снимаетесь вместе?
- Теперь мы нарушим эту традицию, и летом снимемся в одном фильме.
- Вы критически относитесь ко многим своим ролям, сыгранным в кино. Вероятно, к фильму «Двенадцать» это не относится?
- Кому-то эта работа пришлась по душе, некоторые наоборот недоумевают, что сделал из меня Никита Михалков, зачем настолько изуродовал еврея? Я так не считаю, мне нравится грим, который был сделан, и тот образ, который удалось создать. Хотя многие мои роли в кино можно было сыграть лучше.
- Как относятся к вашим едким эпиграммам коллеги-актеры, не пытаются ли ответить тем же?
- Терпимо. Своими эпиграммами я никого не хотел обидеть, стремился по мере сил, чтобы мои строки вызвали у читателей улыбку. На меня тоже писали эпиграммы, например Ролан Быков. К сожалению, в Интернете можно прочитать множество бестактных подражаний, которые приписывают мне, но я не имею к ним отношения. Я человек самокритичный, и на самого себя написал парочку эпиграмм.
- Игорю Кваше Вы посвятили следующие строки: «Актер великий, многогранный, чего-то глаз у вам стеклянный. Быть может это фотобрак? Так почему ж хорош пиджак?». Вы давно знакомы?
- Эту эпиграмму я написал, как только пришел в «Современник». А знакомы мы еще со студенческих времен. Игорь и Миша Козаков принимали меня в школу-студию МХАТ.
- Но ведь тогда они были еще студентами.
- Да они учились на втором курсе, и старались мне помочь, вероятно, я чем-то понравился им. Ребята они были нахальные, и пытались уговорить знакомых педагогов из приемной комиссии поставить мне балл повыше. Такими они остаются и сейчас. (Улыбается.)
- Вы - болельщик со стажем, как оцениваете положение дел в российском футболе?
- Если не видишь другой футбол, то…, но когда смотришь, например, матч «Барселона»-«Челси», понимаешь насколько невелик уровень наших команд. Хотя, когда наблюдаешь за фантастической игрой Аршавина, испытываешь не только восхищение, но и смотришь в будущее с оптимизмом.
- Когда-то вы пытались вернуть верующим монастырь, расположенный в Подмосковье. Вам это удалось?
- Надеюсь, что удастся, хотя процесс, это небыстрый. Там замечательный настоятель, чудесный человек, хочется ему помочь.
- Вы человек верующий?
- Да, я крестился.
- Но нелогичнее ли было принять иудаизм?
- Одно время я очень болел, лечение не помогало. И тогда моя жена Оля, она из семьи священника, настояла на том, чтобы меня крестили. Я согласился, и вы знаете, почувствовал себя лучше. Когда играл в «Ревизоре» не мог произнести слово «Бог», пока этого не сделал. Не могу назвать себя образцовым христянином, т.к. заповеди соблюдаю далеко не все.
- В одном интервью вы сказали, что думаете о незаданном вам вопросе. О чем еще я вас не спросил?
- Кажется уже обо всем. Когда читаю свои интервью, очень расстраиваюсь, думаю, что же я наговорил. Надо молчать и больше работать, тогда твои дела скажут сами за себя. Мы часто повторяем одни и те же слова, сказать, что-то новое о себя совсем непросто.
Беседовал
Александр Островский
|