21 – 24 августа в 23:30 телеканал «Культура» представляет программу «Театральная летопись», посвященную Валентину Гафту. Легенда отечественного кино («О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Убийство на улице Данте», «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Небеса обетованные» – далеко не полный список любимых зрителями фильмов), поэт, блестящий мемуарист и создатель язвительных эпиграмм расскажет в «Театральной летописи» о работе в спектаклях «Кот домашний средней пушистости», «Балалайкин и Ко», «Пигмалион», «Кто боится Вирджинии Вульф?».
«Театральная летопись» – цикл программ, в котором актеры рассказывают о своей творческой судьбе, вспоминают о работе с выдающимися мастерами театрального искусства. Четыре вечера подряд эмоциональный и артистичный рассказчик Гафт будет дарить зрителям возможность окунуться в атмосферу театра. В программе актер вспоминает о своих театральных «уроках» у Сергея Столярова и Ираклия Андроникова, об учебе в Школе-студии МХАТ, педагогах и сокурсниках – Олеге Ефремове, Василии Топоркове, Дмитрии Журавлеве, Евгении Евстигнееве, размышляет о своем отношении к актерской профессии в целом и театру в частности. Рассказывает об актерах, режиссерах и драматургах, с которыми ему приходилось работать, – Олеге Дале, Владимире Высоцком, Андрее Миронове, Инне Чуриковой, Максиме Суханове, Игоре Кваше, Юрии Завадском, Анатолии Эфросе, Георгии Товстоногове, Эльдаре Рязанове, Галине Волчек, Константине Симонове, Эдварде Радзинском, Григории Горине.
Своим первым учителем Гафт считает Олега Ефремова. «Ефремов был блестящим педагогом, – говорит актер. – Он был абсолютно не похож на других преподавателей нашего института. Мы привыкли, что педагоги ходят в замечательных костюмах, в белоснежных рубашках с галстуками-бабочками. А тут стремительный молодой человек в свитере, похожий на пионервожатого без пионерского галстука. Ефремов учил нас самому трудному в профессии: преодолевая стереотипы и штампы, быть самим собой».
Валентин Гафт работал в самых любимых зрителями театрах Москвы – «Сатире», «Ленкоме», театре на Малой Бронной, им. Моссовета – у самых знаменитых режиссеров – Эфроса, Плучека, Завадского, Товстоногова. В 1969 году Олег Ефремов пригласил Гафта в театр «Современник», где актер служит до сих пор. «Театр «Современник» – это, конечно, мой дом, где рядом со мной трудятся абсолютно родные люди, включая главного режиссера, где сыграны десятки ролей, – продолжает Гафт. – Хорошо или плохо, но этот театр сделал меня тем, кем я являюсь, – человеком и артистом. Галина Волчек – личность, на которой держится театр. А держать театр столько лет, чтобы он не просто выживал, но жил, развивался, имел успех, а у нас постоянные аншлаги, это не каждому дается».
Несмотря на огромное количество сыгранных ролей в театре и кино, Гафт считает себя невостребованным артистом и в этом винит только себя: «Судьбу нельзя клясть. Она зависит от тебя самого. Я много предложений отклонил, порой даже сам не понимая причины. Например, отказался сниматься у Захарова в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», у Данелии в «Кин-Дза-Дза», в «Золотом теленке» мне предлагали роль Паниковского. Табаков несколько раз звал в МХТ, должен был играть в «№ 13», который поставил Владимир Машков. Я упустил много возможностей. Наверстать это невозможно. Все время жалеть о том, что что-то было не так, тоже нельзя. Вознаградит судьба, если ты будешь верить. Энергия нужна, нужен режиссер, нужен драматургический материал».
О сегодняшнем дне актер рассуждает: «Время быстро меняется, и мы не успеваем за многими вещами, которые диктует нам новая политика, экономика. Мы издаем законы, которые по старинке не действуют. Идет сопротивление времени, появляются новое поколение людей, которых мы не знали в нашей стране, – новые чиновники, новые капиталисты, купцы. Искусство не поспевает оценивать и анализировать все, что происходит. Нужно время для того, чтобы это все пережить и написать такие пьесы, как, например, у Володина «Пять вечеров». Они должны появиться, и тогда театр очень многое сумеет организовать в этой довольно сложной непонятной жизни, где очень много дефективности».
В программу «Театральная летопись» включены фрагменты из фильмов «Здравствуйте, я ваша тетя!», «О бедном гусаре замолвите слово», «По главной улице с оркестром», «Забытая мелодия для флейты», «Гараж», спектаклей «Спешите делать добро», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Отелло», «Эзоп», «Таня». Звучит музыка композиторов Андрея Петрова, Максима Кравченко и «Песенка о Моцарте» Булата Окуджавы в исполнении автора. Использованы материалы из архивов театра им. Моссовета и «Современника», Гостелерадиофонда.
|