На сценах театра «Современник» зрители в ближайшее время смогут увидеть новые постановки Романа Виктюка и Михаила Покрасса.
Роман Виктюк представит в конце января пьесу «Сон Гафта» (рабочее название – «Сон Гафта, пересказанный Виктюком») - драматургический дебют мэтра театра и кино Валентина Гафта, чьи поэтические опыты давно известны поклонникам. Сам автор исполнит в спектакле главную роль, а в диалог с его героем вступит Александр Филиппенко.
Валентин Гафт впервые написал пьесу в стихах, и повторить такое, по собственному признанию, он вряд ли сможет. Актер выбрал очень непростую тему, в которой основное место занимает Иосиф Сталин.
«Ставить хрестоматийный спектакль о товарище Сталине – нет такого материала. Я думаю, Эдвард Радзинский, один из героев этой пьесы, которого играет Филиппенко, как раз старается разобраться в этом», – рассказывают авторы постановки.
Героев в пьесе много, а актеров всего трое. На помощь Гафту и Филиппенко пришел Максим Разуваев. Втроем они распределяют между собой всех персонажей.
Сплошная фантасмагория, рассказать которую может только Роман Виктюк. «Сон – это самая великая театральная версия, потому что во сне возможно все», – поясняет режиссер. «И самый необычный по форме. Недаром говорят: это может только присниться», – добавляет Александр Филиппенко.
Репетиции начинались этим летом в квартире Валентина Гафта. Именитая творческая команда даже не надеялась на то, что получится реализовать свои идеи на сцене «Современника», ведь там уже есть спектакль про Сталина. И все же необычное видение сюжета Романом Виктюком убедило художественного руководителя театра.
Интересное можно наблюдать и на «Другой сцене» театра.
17 января здесь начались показы совсем молодых режиссёров, нынешних и вчерашних студентов Академии Театрального Искусства. Постановки деликатно, чтобы никого не задеть, названы эскизами. Пэтому нет смысла строго оценивать набросок. Но если эти наброски будут выглядеть талантливо – найдется повод похвалить.
На эти режиссерские опыты билеты в кассах не продают - мест в зале и без того не хватает.
«Я восхищен Галиной Борисовной, если бы все худруки последовали бы ее примеру…» - прокомментировал увиденное известный театральный режиссер Сергей Женовач.
Но не только он пришел посмотреть на первый театральный эскиз проекта - среди зрителей было немало и других профессионалов. Значит, проблема кадров все-таки существует в театре. Но кризис молодой режиссуры для Галины Волчек вопрос - скорее решаемый, чем риторический.
Условия эксперимента Галина Борисовна раскрывает зрителям, предваряя постановку. Фактически участникам предоставили полную свободу выбора, начиная с драматургического материала и заканчивая актерами. Главное, чтобы это были актеры «Современника». Михаил Покрасс, ученик Марка Захарова, выбрал собственную пьесу, точнее написал ее специально для проекта - всего за 2 недели, и назвал вполне лаконично - «Спектакль». Но для Покрасса это не дебют. Несколько лет назад он уже ставил собственную пьесу в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина.
Михаил Покрасс, режиссер: «…Если актеры забудут про режиссера, и будут импровизировать, это будет для меня самым большим подарком».
Действующие лица постановки - зрители, которые смотрят спектакль «Гамлет», и актеры, которые в «Гамлете» играют. Впрочем, получается, что все это про всех присутствующих на этом эксперименте. Здесь ведь, если кто и не зритель, то обязательно актер.
Таковы новые эксперименты театра «Современник».
По материалам телеканала «Культура».
|