Владимир Путин поздравил с семидесятилетним юбилеем Валентина Гафта, актера театра и кино, артиста Московского театра «Современник», народного артиста РСФСР.
Как сообщила пресс-служба президента России, в поздравлении, в частности, отмечается:
«Артист, обладающий многогранным талантом и широким диапазоном творческих возможностей, Вы по праву принадлежите к плеяде »звезд« отечественного драматического искусства. Яркие, незабываемые образы, которые Вы создаете в кино и на сцене легендарного »Современника«, трогают сердца миллионов зрителей. Они любят и высоко ценят Вас как настоящего мастера и большого художника, филигранно оттачивающего каждую роль».
Источник: РИА «Новости»
Герои, которых играет в театре и кино Валентин Гафт, всегда острохарактерные, сильные и умные. А сам он, по мнению коллег, словно соткан из противоречий - сложный, неудобный, неожиданный человек. Говорят, что Валентин Гафт не любит юбилеи, но от этого ему никуда не деться. 2 сентября Гафту исполняется 70 лет.
В актерской судьбе Валентина Гафта было все - от падений до взлетов, но Галина Волчек, режиссер театра «Современник», в котором Гафт с 1969 года, считает, что «в театре одни Гафта любят безоговорочно, другие - с оговорками. Валя может правду сказать в глаза. Он - из тех, кого называют совестью коллектива».
Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 в Москве. Он увлекся театром еще в школе, и как многие другие принимал участие в школьной театральной самодеятельности. В 1953 году, окончив школу, он отважно отправился сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Правда, перед поступлением настырный школяр ходил на прослушивания домой к самому Сергею Столярову, с которым случайно познакомился, гуляя в Сокольниках. Известный актер былинной внешности готовил с юным Валей стихотворение, прозу и басню для конкурсного прослушивания. В результате Гафта приняли, но, по его признанию, сам он был этим фактом потрясен. Его однокурсниками стали будущие звезды - Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет. Учил эту группу театральному мастерству один из лучших артистов Художественного театра, любимец Станиславского Василий Топорков. Уже на третьем курсе Валентин Гафт начал сниматься в кино: это была эпизодическая и не очень удачная для него роль в фильме «Убийство на улице Данте» режиссера Михаила Ромма.
После окончания Школы-студии МХАТ творческая жизнь артиста складывалась непросто. В 1957 году Валентин Гафт поступил в Театр имени Моссовета, которым руководил Юрий Завадский. Впервые Гафт вышел на театральную сцену в роли какого-то итальянского мальчика, правда, в замечательной компании - с Верой Марецкой и Ростиславом Пляттом, но дебют прошел не очень удачно, и вскоре Гафта уволили.
Несколько лет он работал в крошечном театре на Спартаковской. Там можно было, по воспоминаниям актера, «стоя на краю сцены, поздороваться за руку с человеком, сидящим на балконе". "Зато возглавлял театр Андрей Александрович Гончаров! - до сих пор восхищается актер, сам давно уже ставший знаменитым. - Потом я играл в Театре имени Ленинского Комсомола. Особая страница моей жизни - театр Эфроса! Он был гонимым, полузапрещенным режиссером, после разгона ТОГО Ленкома, его перевели на Малую Бронную - тем не менее, он был и оставался первым. После его безвременного ухода новые таланты - и Толя Васильев, и Роман Виктюк, и другие - это лишь отросточки того мощного ствола, каким является Анатолий Васильевич Эфрос».
По мнению театралов, для каждого актера решающий фактор успеха - это встреча с режиссером. Валентин Гафт сменил несколько московских театров, ни в одном из них не задерживаясь надолго, но именно работа с Эфросом положила начало творческому становлению артиста, привела к первым настоящим успехам. Затем был театр Сатиры, в который Гафта пригласил Эраст Гарин. Одной из бесспорных удач этого периода стала для Гафта роль графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро». Эта роль в самом деле стала легендарной: несмотря на признанный успех Александра Ширвиндта, позже игравшего Альмавиву в течение многих лет, ни один серьезный разговор о «Женитьбе Фигаро» в театре Сатиры не обходится без упоминания Валентина Гафта.
После роли Альмавивы Олег Ефремов переманил актера в театр «Современник». Период актерской «неприкаянности» наконец закончился, совпадение творческих позиций с режиссером, их общий взгляд на тенденции и развитие современного театра помогли Валентину Гафту обрести свой настоящий актерский «дом».
В сегодняшнем репертуаре ведущего артиста «Современника», известнейшего актера театра и кино Валентина Гафта - Городничий в «Ревизоре» Николая Гоголя, Хиггинс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Рахлин в «Коте домашнем средней пушистости» Владимира Войновича, Григория Горина, Изольд Кукин в «Аккомпаниаторе» Александра Галина, Лейзер в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа, Валентин в «Уйди-йуди» Николая Коляды и Глумов в «Балалайкине и К» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Кинематографическая судьба Валентина Гафта складывалась примерно по той же схеме, что и театральная. Снимался актер довольно много, но роли поначалу были эпизодическими или проходными. Сам Гафт достойными работами своего первого периода считает лишь роли в телефильмах «Таня» и «На всю оставшуюся жизнь».
Однако в 1979 году, благодаря Эльдару Рязанову, состоялось настоящее кинематографическое открытие актера. Это произошло в фильме «Гараж», где Гафту просто нет равных, а его роль, как и положено в особо удачных случаях, разошлась на цитаты. Тем не менее, по словам Эльдара Рязанова, Гафт «всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять еще дубль».
В результате творческого сотрудничества Рязанова и Гафта не только окончательно раскрылись яркие грани актерского таланта, но, что немаловажно, выиграл зритель. Свидетельством этому роль полковника Покровского в драме «О бедном гусаре замолвите слово», а также блестящие роли в такие фильмах, как «Забытая мелодия для флейты» и «Небеса обетованные». Стоит отметить также сыгранные актером интересные отрицательные роли - Сатанеева в фантастическом телефильме Константина Бромберга «Чародеи» (по мотивам повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»); рецидивиста Дедушкина по кличке Батон в детективе «Гонки по вертикали» Александра Муратова, снятом по роману братьев Вайнеров; вора Артура в фильме Юрия Кары «Воры в законе».
Несмотря на вечные сомнения в качестве своих актерских работ, Гафт только что закончил сниматься у Владимира Бортко в телефильме «Мастер и Маргарита». Премьера состоится в конце года. Можно сказать, что это второй дубль и второй шанс для Гафта, который уже снимался пятнадцать лет назад в фильме «Мастер и Маргарита» у режиссера Юрия Кары. Надеемся, что на этот раз осечки не будет.
Источник: Национальная информационная служба «Страна.Ru»
|